Повседневная жизнь европейцев в XVIII веке


   Идеи Просвещения достаточно быстро проникли в общество. Под их знаком происходили изменения в образовании и традициях семейного воспитания. Заметно потеплели отношения внутри семьи, в том числе и отношение к детям. Родители начали уделять больше внимания воспитанию детей и развитию их умственных способностей. Заботясь о благо­состоянии своих потомков, они стремились дать детям хорошее образование. Расширение сети школ, в том числе и для бедных, способствовало росту числа образованных людей. Девочки в основном учились грамоте и ведению домашнего хозяйства у своих матерей, но многие из них уже посещали школы. В зажиточных семьях для дочерей чаще всего приглашали домашних учителей. Все громче звучали голоса тех, кто пытал­ся убедить родителей и учителей во вреде порки. Дж. Локк утверждал: «Из детей, которых часто бьют, редко получаются хорошие люди».
Улучшилось состояние медицины: открывались больницы и родильные дома, совершенствовалось медицинское обслуживание, понижался уровень смертности. Не только в домах богачей, но и людей среднего достатка имелись хорошие частные библиотеки.
Распахнулись также двери общедоступных библиотек, выдавав­ших книги на дом. Образованные люди, объединенные общим интересом к политике, литературе или искусству, жаждали общения. Они создавали клубы, собирались в салонах — частных домах, чтобы провести время в интересных беседах.
В середине XVIII в. печатная периодическая пресса полностью вытеснила рукописные «новости». Газеты и журналы несли информацию о событиях между­народной жизни, содержании дебатов в правительстве, состоянии экономики.
На их страницах размещались рекламные объявления, сообщения о концертах и театральных спектаклях, обсуждались книжные новинки. Для европейцев стало обычным черпать новости из прессы, что приводило к увеличению тира­жей. Под влиянием просветителей журналисты критиковали политику своих правительств, постепенно снимая с нее завесу таинственности и делая достоянием гласности. Немало места отводилось публикации писем читателей, где они высказывали свои суждения по разным проблемам. Так создавались условия для формирования общественного мнения.
Важные изменения происходили и в быту европейцев. Обычными напит­ками стали чай и кофе. Их широкое потребление превратило многочислен­ные кофейни в настоящие центры обще­ственной жизни. Каждый уважаемый горожанин имел свою любимую кофей­ню, где в определенное время его всегда могли найти друзья или деловые парт­неры. Здесь можно было быстрее всего узнать политические и торговые новости.
                                                  Лондонская кофейня. XVIII в.
Более комфортнее стали жилища. В особняках исчезли проходные ком­наты, потолки становились выше, ком­наты лучше проветривались и освещались. Старые сундуки для хранения белья заменили комоды с выдвижными ящиками.
Появился удобный стул — с мягким сиденьем и высокой пря­мой спинкой.
Излюбленной деталью интерьера стали разных форм зеркала в кра­сивых рамах: без них не обходилось ни одно жилище.
 Увеличился спрос на стенные часы и картины. Невзирая на дороговизну, возрос ввоз китайского фарфора — декоративных ваз, столовой посуды, изысканных статуэток. Когда же в 1709 г. немецкий алхимик Иоганн Бетгер рас­крыл секрет его изготовления, в саксонском городе Мейсене появилась первая в Европе фарфоровая мануфактура. Ее продукция имела ошеломляющий успех и стала образцом для фарфорового производства, организованного со временем в других европейских странах.
Мейсенский фарфор. XVIII в.
Новые вкусы способствовали созданию более простого и удобного костюма, практичных аксессуаров. Сложные дамские прически начала века — кораблик под парусами или натюрморт из фруктов и овощей — постепенно уходили в прошлое. Привычным стало ношение нижнего белья.
Англичане ввели в обиход зонтик от дождя, считавшийся ранее исключительно женским аксессуаром для защиты от солнца.
В 1756 г. на улицах Лондона впервые появился пешеход с зонтиком. Это был английский писатель и знаток восточной культуры Джон Хенвей.
 Его вид вызвал едкие насмешки со стороны прохожих и настоящую ярость кебменов — собственников наемных конных экипажей. Кебмены усмотрели в зонтике конкурента своему бизнесу и умышленно обдавали Хенвея грязью. Зажиточные горожане также выступили против новинки. Им казалось, что пользоваться в ненастье зонтиком, а не кебом, подобает только беднякам. Зато для небогатых людей, которым приходилось немало ходить пешком, зонтик стал лучшим спутником.
Материал с сайта WorldOfSchool.ru