Идеи
Просвещения достаточно быстро проникли в общество. Под их знаком происходили
изменения в образовании и традициях семейного воспитания. Заметно потеплели
отношения внутри семьи, в том числе и отношение к детям. Родители начали
уделять больше внимания воспитанию детей и развитию их умственных
способностей. Заботясь о благосостоянии своих потомков, они стремились дать
детям хорошее образование. Расширение сети школ, в том числе и для бедных,
способствовало росту числа образованных людей. Девочки в основном учились
грамоте и ведению домашнего хозяйства у своих матерей, но многие из них уже
посещали школы. В зажиточных семьях для дочерей чаще всего приглашали домашних
учителей. Все громче звучали голоса тех, кто пытался убедить родителей и
учителей во вреде порки. Дж. Локк утверждал: «Из детей, которых часто бьют,
редко получаются хорошие люди».
Улучшилось
состояние медицины: открывались больницы и родильные дома, совершенствовалось
медицинское обслуживание, понижался уровень смертности. Не только в домах
богачей, но и людей среднего достатка имелись хорошие частные библиотеки.
Распахнулись
также двери общедоступных библиотек, выдававших книги на дом. Образованные
люди, объединенные общим интересом к политике, литературе или искусству,
жаждали общения. Они создавали клубы, собирались в салонах — частных домах,
чтобы провести время в интересных беседах.
В
середине XVIII в. печатная периодическая пресса полностью вытеснила рукописные
«новости». Газеты и журналы несли информацию о событиях международной жизни,
содержании дебатов в правительстве, состоянии экономики.
На
их страницах размещались рекламные объявления, сообщения о концертах и
театральных спектаклях, обсуждались книжные новинки. Для европейцев стало
обычным черпать новости из прессы, что приводило к увеличению тиражей. Под
влиянием просветителей журналисты критиковали политику своих правительств,
постепенно снимая с нее завесу таинственности и делая достоянием гласности.
Немало места отводилось публикации писем читателей, где они высказывали свои
суждения по разным проблемам. Так создавались условия для формирования общественного мнения.
Важные
изменения происходили и в быту европейцев. Обычными напитками стали чай и
кофе. Их широкое потребление превратило многочисленные кофейни в настоящие
центры общественной жизни. Каждый уважаемый горожанин имел свою любимую кофейню,
где в определенное время его всегда могли найти друзья или деловые партнеры.
Здесь можно было быстрее всего узнать политические и торговые новости.
Лондонская кофейня. XVIII в.
Более
комфортнее стали жилища. В особняках исчезли проходные комнаты, потолки
становились выше, комнаты лучше проветривались и освещались. Старые сундуки
для хранения белья заменили комоды с выдвижными ящиками.
Появился
удобный стул — с мягким сиденьем и высокой прямой спинкой.
Излюбленной
деталью интерьера стали разных форм зеркала в красивых рамах: без них не
обходилось ни одно жилище.
Увеличился спрос на стенные часы и картины.
Невзирая на дороговизну, возрос ввоз китайского фарфора — декоративных ваз,
столовой посуды, изысканных статуэток. Когда же в 1709 г. немецкий алхимик
Иоганн Бетгер раскрыл секрет его изготовления, в саксонском городе Мейсене
появилась первая в Европе фарфоровая мануфактура. Ее продукция имела ошеломляющий успех и стала образцом для фарфорового производства, организованного со
временем в других европейских странах.
Мейсенский фарфор. XVIII в.
Новые
вкусы способствовали созданию более простого и удобного костюма, практичных
аксессуаров. Сложные дамские прически начала века — кораблик под парусами или
натюрморт из фруктов и овощей — постепенно уходили в прошлое. Привычным стало
ношение нижнего белья.
Англичане
ввели в обиход зонтик от дождя, считавшийся ранее исключительно женским
аксессуаром для защиты от солнца.
В 1756 г. на улицах Лондона впервые появился пешеход с
зонтиком. Это был английский писатель и знаток восточной культуры Джон Хенвей.
Его вид вызвал
едкие насмешки со стороны прохожих и настоящую ярость кебменов — собственников
наемных конных экипажей. Кебмены усмотрели в зонтике конкурента своему бизнесу
и умышленно обдавали Хенвея грязью. Зажиточные горожане также выступили против новинки. Им казалось, что пользоваться в ненастье зонтиком, а не кебом,
подобает только беднякам. Зато для небогатых людей, которым приходилось немало
ходить пешком, зонтик стал лучшим спутником.
Материал с
сайта WorldOfSchool.ru