среда, 10 ноября 2021 г.

 УЧИМСЯ ДИСТАНЦИОННО (Дополнительно, если вы не посетили on-line урок)


Задания на 11 ноября

История 5 класс

Тема урока: "Финикийские мореплаватели" (§ 15)

Как вы думаете, какую страну древние греки называли страной «красящих в багряный цвет», а египтяне – «страной кораблестроителей»? Сами жители называли свою страну Ханаан, что означает «страна пурпура». Давайте заглянем в прошлое небольшого древнего государства Финикию.

Смотрим видео урок






(чтобы посмотреть урок, кликните по рисунку, по ссылке перейдёте на урок в РЭШ)

ДОПОЛНИТЕЛЬНО (если вам интересно, можете посмотреть ещё одно видео)


Работаем с исторической картой 

Найдите на карте города финикийцев. Определите их положение.

Слово «Финикия» переводится как «пурпурная». Племена финикийцев добывали материал, из которого делалась пурпурная краска. Другая версия гласит, что название народа образовано от слова «фенеху», которое в переводе означает «кораблестроители». Финикийцы делали лучшие корабли, которые выдерживали непогоду, и могли добраться до самых труднодоступных земель.

Великие мореплаватели проложили десятки маршрутов, исследовали множество морей и земель. При этом им не помогала стрелка компаса и другие хитрые приборы — они ориентировались только по солнцу и звездам. Интересно будет узнать, какие открытия совершили финикийские мореплаватели.

Они открыли: северные земли Европы; Африку; Средиземное море; Атлантический океан; Индийский океан.

В VII веке до н. э. финикийцы сумели обогнуть Африку. Они доказали, что континент со всех сторон окружен водой, кроме места соединения с Азией. До них никто не совершал плаваний вокруг Африки. Мореплаватели оказались в другом полушарии Земли и обнаружили, что солнце находится с иной стороны. Это натолкнуло их на мысль, что наша планета может быть круглой. В те времена многие восприняли эту информацию с недоверием.

Изобретения и достижения финикийцев

Самые значительные достижения финикийцев:

  • Усовершенствование технологии производства стекла. До этого лучшим производителем считался Египет.

По легенде финикийское судно шло из Египта с грузом соды. Моряки причалили к берегу, чтобы пообедать, однако им не удалось найти вокруг ни одного камня для котла. Тогда они взяли с корабля несколько кусков соды, когда же они расплавились от огня, смешавшись с песком на берегу, то превратились в стекло. Уже после финикийские мастера научились выдувать из стекла различные фигуры, в т. ч. и посуду, а затем стали изготавливать зеркала. Изделия из стекла стоили очень дорого, поэтому про стекольщиков говорили с завистью, что они добывают сокровища из песка.

  • Добыча краски из моллюсков. Легенда гласит, что открытие произошло случайно: собака разгрызла раковину, и люди увидели субстанцию необычного цвета.
  • Засолка рыбы для сохранения ее от порчи. Благодаря этому знанию удалось расширить ассортимент товаров, доставляя продукты в дальние страны.
  • Создание алфавита (22 буквы).

    Перед вами шифр на основе финикийского письма. Попробуйте отгадать, какая фраза зашифрована ниже. В отличие от финикийского письма, читать фразы надо слева направо, слова разделены между собой.

ФНК 

СГДН ДНДЦТ НБР

  • Благодаря финикийцам оливки и виноград попали в Северную Африку, а затем — в Испанию.
  • Финикийцы создали трирему — боевой корабль с тремя рядами весел. Палубы размещались друг над другом, а весла располагались в шахматном порядке. Корабли имели тараны: чаще всего они делались из железа, реже — из дерева. Самый крупный военный корабль достигал 40 метров в длину.
                          Военный корабль                                  Торговый корабль

https://nauka.club/istoriya/finikiyskie-moreplavateli.html 

Финикийские колонии

Закрепляем!

Выполняем тренировочные упражнения ("Российская электронная школа")
Самопроверка (по желанию)
Финикийские мореплаватели. Отметьте места расположения финикийских колоний на карте Средиземноморья

К следующему уроку: прочитать § 15, вопросы и задания с. 77