К уроку географии 8 класс
Тема урока: "Внутренние воды России. Реки"
Практическая работа.
Составление характеристики одной из рек
с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее
хозяйственного использования.
Цель: Составить развернутую
характеристику реки, используя различные источники информации.
Оборудование: климатические карты России, физическая карта России, климатограммы, карты атласа.
Режим реки – закономерное изменение состояния реки во времени: половодье, межень,
паводок, ледостав, ледоход.
Типы
водного режима рек: - реки с весенним половодьем;
- реки с летним половодьем;
- реки с паводковым режимом.
Межень - самый низкий уровень воды в реке.
Половодье –
наиболее высокий уровень воды в
реке.
Паводок – кратковременный подъем уровня воды в реке. Годовой сток – это количество воды, протекающее в речном русле за год.
Уклон
реки – отношение величины падения реки к ее длине.
У = П : Дл. (единица измерения см/км)
Падение реки – превышение истока реки над устьем.
П = И-У (единица измерения м)
Питание рек: дождевое, снеговое, грунтовое, ледниковое, смешанное.
Задание Дайте развернутую характеристику реки по плану:
1. Название реки.
2. Исток, направление
течения, устье.
3. К бассейну, какого океана
принадлежит.
4. Источник питания.
Для ответа необходимо открыть
климатическую карту и климатограмму, определить время выпадения максимального
количества осадков.
5. Тип водного режима.
Смотри питание рек.
6. Падение и уклон реки.
Рассчитать по формулам.
7. Годовой сток.
Определяется по карте
годового стока рек.
8. Характеристика течения.
Характер течения определяется по физической
карте, необходимо определить формы рельефа (равнина или горы). По характеру течения реки бывают равнинные
течение спокойное и плавное или горные течение бурное и быстрое.
9. Хозяйственное
использование реки и ее охрана.
Реки используются как транспортные магистрали, в промышленности и сельском хозяйстве, для орошения, в быту, гидроресурсы, источник пресной воды. Ловля рыбы, лесосплав. Подбери значение по отношению к исследуемой реке.